Инновационный проект «Организация функционирования универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации, доступной для лиц с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп»
Информация о проекте
ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»
для участия в отборе Министерства просвещения
Российской Федерации на присвоение
ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» в 2025 году
статуса федеральной инновационной площадки
Наименование проекта (программы) организации-соискателя: проект «Организация функционирования универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации, доступной для лиц с инвалидностью и ограниченными возможности здоровья разных нозологических групп».
Цель проекта (программы): предоставление возможности получения доступного, качественного образования обучающимся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в системе среднего профессионального образования посредством организации функционирования универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации.
Задачи проекта (программы) /мероприятия, действия/:
разработка проекта и подготовка к его практической реализации;
практическая реализация проекта в ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», обобщение результатов локальной реализации проекта:
– создание профессиональной образовательной организацией универсальной инклюзивной электронной образовательной среды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступной для лиц с инвалидностью и ограниченными возможности здоровья разных нозологических групп;
– организация повышения квалификации работников организации по вопросам осуществления образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного среднего профессионального образования, профессионального обучения с использованием универсальной инклюзивной электронной образовательной среды;
– программирование в универсальной инклюзивной электронной образовательной среде учебно-методических комплексов элементов реализуемых образовательной организацией учебных планов образовательных программ (учебных предметов, дисциплин, курсов и др.);
– обучение работе в универсальной инклюзивной электронной образовательной среде профессиональной образовательной организации всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей);
– непосредственная организация педагогического взаимодействия (с обучающимися, их родителями (законными представителями)) в созданной электронной образовательной среде согласно рабочим программам учебных предметов, дисциплин, модулей, практик и др.;
– осуществление контрольно-оценочной деятельности в электронной образовательной среде;
– организация рефлексии в рамках организации образовательной деятельности в универсальной инклюзивной электронной образовательной среде профессиональной образовательной организации;
– педагогический анализ эффективности педагогического взаимодействия в условиях инклюзивного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (совместно всеми участниками образовательных отношений), в том числе в контексте достижения показателей результативности реализации проекта;
– корректировка профессиональной деятельности в универсальной инклюзивной электронной образовательной среде профессиональной образовательной организации;
– транслирование положительного опыта организации образовательной деятельности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в универсальной инклюзивной электронной образовательной среде профессиональной образовательной организации;
внедрение (апробация) результатов реализации проекта в профессиональных образовательных организациях Архангельской области и Ненецкого автономного округа, подведение итогов распространения результатов проекта, транслирование результатов реализации проекта.
Период реализации проекта (программы): с 01.10.2024 – по 31.12.2027:
2024 год – подготовительный этап: разработка проекта и подготовка к его практической реализации;
2025 – 2026 годы – практическая реализация проекта в ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», обобщение результатов локальной реализации проекта;
2027 год – внедрение (апробация) результатов реализации проекта в профессиональных образовательных организациях Архангельской области и Ненецкого автономного округа, подведение итогов распространения результатов проекта, транслирование результатов реализации проекта.
Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта):
разработка универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации, доступной для лиц с инвалидностью и ограниченными возможности здоровья разных нозологических групп;
учебно-методическое обеспечение функционирования универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации;
подготовка участников образовательных отношений в профессиональных образовательных организациях к успешному педагогическому взаимодействию посредством универсальной инклюзивной электронной образовательной среды.
Практическая значимость проекта (результаты проекта, имеющие практическую значимость):
подготовлена концепция, модель и технология организации функционирования универсальной инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации, доступной для лиц с инвалидностью и ограниченными возможности здоровья разных нозологических групп;
осуществлено повышение доступности, качества образования обучающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в системе среднего профессионального образования посредством организации функционирования инклюзивной электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации.
Исходные положения, на которых строится проект.
Целью организации образовательной деятельности для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзивного среднего профессионального образования выступает предоставление возможности получения доступного, качественного образования обучающимся в системе среднего профессионального образования независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе индивидуализации учебного процесса.
Образовательная деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий направлена на решение следующих задач:
– создание условий для получения профессионального образования нормотипичным обучающимся и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
– предоставление равного доступа к полноценному образованию обучающихся в соответствии с их возможностями, способностями, индивидуальными потребностями;
– обеспечение обучающихся возможностью выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
– осуществление усиления личностной направленности процесса обучения, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
– применение ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для оптимизации образовательной деятельности нормотипичных обучающихся и детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– создание единой образовательной среды техникума.
Основными принципами организации дистанционного обучения являются:
– принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательных отношений с помощью электронной информационно-образовательной среды (в том числе официальный сайт техникума, форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн уроки и др.);
– принцип адаптивности, позволяющий легко использовать электронные образовательные ресурсы в конкретных условиях образовательной деятельности;
– принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательных отношений работать в необходимом для них темпе и в удобное время, а также в дни, пропущенные по болезни, или в период карантина;
– принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
– принцип предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
– принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
– принцип обеспечения полноты реализации учебных программ по дисциплинам, профессиональным модулям, а также освоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ среднего профессионального образования (основных программ профессионального обучения).
С применением дистанционных образовательных технологий профессиональной образовательной организацией может осуществляться проведение не только учебных занятий (уроков, практических занятий, лабораторных занятий, консультаций, лекций, семинаров), но и выполнение курсовых работ (проектов) (по программам подготовки специалистов среднего звена), подготовка выпускных квалификационных работ, организация практик, текущего контроля успеваемости обучающихся, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации (по образовательным программам среднего профессионального образования, адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования) или итоговой аттестации (по основным программам профессионального обучения, адаптированным основным программам профессионального обучения).
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется в следующих формах:
– чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий; они проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату;
– веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные занятия, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети «Интернет» (Сферум, Webinar Meetings, Moodle, Google Meet и др.);
– работа с использованием сервисов web 2.0 – инструмент организации интерактивного взаимодействия;
– консультации – форма индивидуального (группового) взаимодействия преподавателя с обучающимся (обучающимися); могут быть очными (on-line), в форме организации переписки через электронную почту, Skype и другие средства интернет-коммуникации с целью индивидуального и группового общения;
– самостоятельное изучение учебного материала как основа дистанционного обучения; время на самостоятельное изучение учебного материала определяется рабочей программой учебной дисциплины (профессионального модуля);
– возможны и другие формы организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.
В практической деятельности активно используются следующие информационные технологии: кейсовые; пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям; лекции, практические и лабораторные занятия, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные сети; использование электронных учебников в сетевом доступе или электронных учебников на лазерных дисках; применение дисков с видеоизображениями; виртуальные лабораторные практикумы; компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов; трансляция учебных программ посредством теле- и радиовещания; голосовая почта; двусторонние видеоконференции; односторонние видеотрансляции с обратной связью по телефону, а также различные их сочетания.
Следует выделить особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые можно дифференцировать в пять элементов:
– алгоритм работы при переводе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на временное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– требования к организации образовательного процесса с детьми-инвалидами, инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с применением технологий дистанционного обучения и электронного обучения;
– устранение типичных барьеров и создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами, инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– психолого-педагогическое сопровождение дистанционной реализации образовательных программ среднего профессионального образования, профессионального обучения, в том числе адаптированных образовательных программ, для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
– права и обязанности участников образовательных отношений в профессиональной образовательной организации в процессе осуществления образовательной деятельности для детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организации образовательной деятельности для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения, в том числе адаптированным образовательным программам, с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна сопровождаться созданием специальных условий для обучения и комплексным сопровождением обучающихся в данной деятельности.
Эффективность обучения и воспитания учащейся молодежи, обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования с использованием как фрагментарно, так и полностью реализуемых указанных выше педагогических технологий будет во многом зависеть от своевременного, систематического и качественного методического сопровождения (поддержки) организации рассматриваемой образовательной деятельности.
Методическое сопровождение организации образовательной деятельности для обучающихся профессиональной образовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий представляет собой практическую помощь со стороны специалистов методической службы образовательной организации участникам образовательных отношений, прежде всего, педагогическим работникам и разным категориям обучающихся техникумов, колледжей, по осуществлению педагогического взаимодействия в формате дистанционного обучения.
Цель рассматриваемого направления методической работы – создание условий для достижения качества предоставляемых потребителям образовательных услуг посредством использования дистанционных образовательных технологий в практике обучения и воспитания в контексте выполнения образовательными организациями показателей соответствующих заданий, в частности государственных заданий государственным профессиональным образовательным организациям на конкретный календарный год и плановый период последующих календарных годов.
В качестве принципов методического сопровождения (поддержки) организации образовательной деятельности для обучающихся, в том числе имеющим ограниченные возможности здоровья и инвалидность, с применением дистанционных образовательных технологий в условиях профессиональной образовательной организации как основных исходных требований к данному процессу предлагаем использовать следующие основные положения:
– принцип целенаправленности (результативности);
– принцип комплексности (единства реализации всех направлений методического сопровождения);
– принцип системности (построение методической работы в данном направлении на основе линий взаимосвязи между его составляющими);
– принцип научности (обоснованности, объективности осуществления);
– принцип практической ориентированности (направленности на практический результат);
– принцип сочетания персональности и коллегиальности (рационального распределения аспектов индивидуальной, групповой и коллективной методической поддержки);
– принцип культуросообразности (учета специфики окружающей социокультурной среды);
– принцип гибкости (вариативности, учета изменяющихся обстоятельств, динамичности);
– принцип преемственности (опоры на достигнутые результаты работы);
– принцип последовательности (реализуемой поэтапности деятельности);
– принцип доступности (посильности осуществляемой методической поддержки);
– принцип личностной ориентированности (учета своеобразия, потенциальных ресурсов субъектов методического сопровождения образовательной деятельности для обучающихся в формате дистанционной работы);
– принцип обязательной представленности в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса профессиональной образовательной организации методической поддержки;
– принцип персональной ответственности за ход и результаты реализуемой методической работы.
Направления методической поддержки организации обучения и воспитания лиц без нарушений в развитии и имеющих определенные нарушения с использованием дистанционных образовательных технологий в системе среднего профессионального образования: методическое сопровождение обучающихся; педагогическая поддержка родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; методическое сопровождение педагогов; методическая поддержка руководящих работников профессиональной образовательной организации; одновременная методическая поддержка разных участников образовательных отношений. При этом могут быть использованы разные формы методической работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные; непосредственные и опосредованные и др.
Этапы реализации инклюзивной образовательной практики организации образовательной деятельности обучающихся посредством электронной образовательной среды профессиональной образовательной организации.
Этап первый – подготовительный:создание профессиональной образовательной организацией интерактивной электронной образовательный среды в виде сайта с системой дистанционного обучения «Moodle» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; организация повышения квалификации работников организации по вопросам осуществления образовательной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного среднего профессионального образования, профессионального обучения; программирование в системе «Moodle» учебно-методических комплексов элементов реализуемых образовательной организацией учебных планов образовательных программ (учебных предметов, дисциплин, курсов и др.); обучение работе в системе «Moodle» всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей) /трудоемкость – до начала непосредственной реализации работниками соответствующих элементов образовательных программ/.
Второй этап – основной:непосредственная организация педагогического взаимодействия (с обучающимися, их родителями (законными представителями)) в созданной электронной образовательной среде на сайте техникума, колледжа, профессионального училища, лицея с системой дистанционного обучения согласно рабочим программам учебных предметов, дисциплин, модулей, практик и др.; осуществление контрольно-оценочной деятельности; организация рефлексии /трудоемкость – согласно трудоемкости соответствующих элементов реализуемых образовательной организацией образовательных программ/.
Третий этап – заключительный:педагогический анализ эффективности педагогического взаимодействия в условиях инклюзивного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (совместно всеми участниками образовательных отношений); корректировка профессиональной деятельности; транслирование, тиражирование положительного опыта /трудоемкость – согласно планам индивидуальной научно-методической работы педагогических работников профессиональной образовательной организации/.
Активное использование в настоящее время электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях в условиях функционирующей универсальной инклюзивной электронной образовательной среды должно выступать средством успешной реализации образовательных программ. Применение указанного педагогического инструментария в образовательной практике необходимо обязательно осуществлять через призму основных критериев допустимости, оптимальности, рациональности и безусловной результативности. Грамотное методическое сопровождение данного аспекта профессиональной педагогической деятельности – залог успешного использования рассматриваемых современных педагогических технологий.
Материалы ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по теме проекта.
1. Сковородкина, И.З. Педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 4-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. – 640 с.
2. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2023. – 654 с.
3. Сковородкина, И.З. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс для студ. проф. образовательных организаций / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – Электрон. текстовые и графич. дан. – М.: Издательский центр «Академия», 2024. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/catalogue/5538/831831/, свободный.
4. Герасимов, С.А. Методическое сопровождение организации образовательной деятельности для обучающихся профессиональной образовательной организации, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, с использованием дистанционных образовательных технологий: из опыта работы / С.А. Герасимов, Д.П. Ермолин // Конференциум АСОУ [Электронный ресурс] : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4 / под ред. А.А. Лубского. – Электрон. дан. (7,0 Мб). – Москва : АСОУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5- 91543-327-3. – С. 203 – 212. – Режим доступа: https://asou-mo.ru/media/download/4636, свободный.
5. Герасимов, С.А. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся профессиональной образовательной организации, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / С.А. Герасимов, Д.П. Ермолин // Формирование электронной информационно-образовательной среды ПОО: сборник материалов / авт.-сост. Елисеева Л.А., Гашева О.Ю., Попова Н.Г. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2021. – С. 12 – 21.
6. Герасимов, С.А. Организация образовательной деятельности для обучающихся профессиональной образовательной организации с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзивного профессионального образования / С.А. Герасимов, Д.П. Ермолин // Учебно-методическое пособие для педагогических работников профессиональных образовательных организаций по использованию дистанционных технологий и электронного обучения для обучающихся по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения различных нозологических групп (не менее 4-х) / сост. Л.И. Ачекулова; БПОО в Красноярском крае; РУМЦ СПО в Красноярском крае. – Красноярск, 2022. – С. 64 – 70.
7. Герасимов, С.А. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в организации образовательной деятельности обучающихся профессиональной образовательной организации в условиях инклюзивного образования / С.А. Герасимов, Д.П. Ермолин // Инклюзивное профессиональное образование: стратегии, практики, ресурсы : материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. ред. Е.Н. Самойловой, О.А. Лепневой, Е.А. Тимошко. – Великий Новгород: РИПР, 2022. – С. 29 – 41.
8. Альт, А.В. Опыт реализации дистанционного формата обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с ментальными нарушениями в условиях профессиональной образовательной организации / А.В. Альт // Организация образовательной деятельности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, содействие им в трудоустройстве : сборник методических материалов, рекомендаций, практик и статей для работников образовательных организаций / под ред. С. А. Герасимова, И. З. Сковородкиной, Д. П. Ермолина ; ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». – Архангельск : КИРА, 2022. – С. 127 – 133.
9. Управление системой дистанционного обучения «Moodle» ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» [Электронный ресурс]: электронная инструкция для администратора сайта с системой «Moodle» и руководящих работников профессиональной образовательной организации / сост. С.А. Герасимов, Ю.Н. Запорожец; ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». – Электрон. текстовые и графич. дан. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2023. – 226 с. – Режим доступа: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2023/12/Инструкция-по-управлению-СДО-Moodle-АПТ-2023-для-администратора-и-рук.-раб.-брошюра-PDF.pdf, свободный.
10. Работа в системе дистанционного обучения «Moodle» ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» [Электронный ресурс]: электронная инструкция для педагогических работников профессиональной образовательной организации / сост. С.А. Герасимов; ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». – Электрон. текстовые и графич. дан. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2023. – 187 с. – Режим доступа: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2023/12/Инструкция-по-работе-в-СДО-Moodle-АПТ-2023-для-педагогов-брошюра.pdf, свободный.
11. Работа в системе дистанционного обучения «Moodle» ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» [Электронный ресурс]: электронная инструкция для обучающихся профессиональной образовательной организации / сост. С.А. Герасимов; ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». – Электрон. текстовые и графич. дан. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2023. – 85 с. – Режим доступа: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2023/12/Инструкция-по-работе-в-СДО-Moodle-АПТ-2023-для-обучающихся-брошюра.pdf, свободный.
12. Работа в системе проведения вебконференций и вебинаров «BigBlueButton» системы дистанционного обучения «Moodle» ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» для реализации совместных мероприятий [Электронный ресурс]: электронная инструкция для педагогических, руководящих работников и обучающихся профессиональной образовательной организации / сост. С.А. Герасимов; ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». – Электрон. текстовые и графич. дан. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2023. – 81 с. – Режим доступа: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2023/12/Инструкция-по-раб.-в-сист.-BigBlueButton-Moodle-АПТ-2023-для-работников-и-обуч.-брошюра-PDF..pdf, свободный.
13. Организация образовательной деятельности обучающихся профессиональной образовательной организации с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в формате мультимедийной компьютерной презентации; г. Архангельск, РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», 2023 год). – URL: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2024/09/Герасимов-С.А.-Орг.-ОД-обуч.-ПОО-с-инв.-и-ОВЗ-с-исп.-ЭО-и-ДОТ-2023.pdf, свободный.
14. Методическая разработка – инклюзивная образовательная практика «Организация образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в условиях профессиональной образовательной организации» (в формате мультимедийной компьютерной презентации; г. Архангельск, РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», 2024 год). – URL: http://rsmcapt29.ru/wp-content/uploads/2024/02/Орг.-ОД-обуч.-с-ОВЗ-и-инв.-с-исп.-ДОТ-и-ЭО-в-ус.-ПОО-Герасимов-С.А.-АПТ-14.02.2024-сайт.pdf, свободный.
15. Организация профессиональными образовательными организациями образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: инклюзивная образовательная практика (в формате видеозаписи; г. Архангельск, РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», 2024 год). – URL: https://disk.yandex.ru/d/pY9vc2mtgZ-T7Q, свободный.